ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ
Усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет сотруднику организации-участника ВЭД подписывать и электронно подавать:
- декларации на товары, разрешительные, транзитные и другие документы;
- статистические формы отчетности в Личном кабинете участника ВЭД;
- работать на госпорталах и в системах ЭДО.
ЭП для работы с ТАМОЖНЕЙ
НУЖНА ЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ УЧАСТНИКАМ ВЭД?
В законе № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что декларации на товары в подавляющем большинстве случаев подаются в электронной форме. Сообщения, содержащие не заверенный ЭП документ, системой электронного декларирования приняты быть не могут.
С усиленной квалифицированной электронной подписью участник ВЭД может работать в системах информационных операторов и на портале ФТС России. Электронная подпись позволяет отправлять онлайн:
- декларации на товары;
- сопроводительные и разрешительные документы на ввоз/вывоз;
- транзитные декларации, ПИ, ДО, отчеты ОЭЗ;
- статотчетность в таможню;
- работать в Личном кабинете участника ВЭД;
- получать информацию о состоянии Лицевого счета участника ВЭД.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭП ДЛЯ ФТС
- Генерация и выдача сертификатов ключей проверки электронной подписи осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.;
- Cертификат ключа проверки электронной подписи должен быть усиленным квалифицированным и подходить для работы в информационных системах таможни (проверить на сайте ФТС);
- Cертификат для руководителя организации/ИП записывается строго на защищенный носитель (Рутокен, eToken, JaCarta и т.п.), сертифицированный ФСТЭК;
- Сертификат должен быть актуальным, с не истекшим сроком использования;
- Для работы с МЧД требуется усиленная квалифицированная электронная подпись на физлицо, которую можно выпустить в коммерческом удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифры РФ.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЭП
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭП:
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
- Вставьте носитель в USB-порт ПК;
- Запустите программу СКЗИ «КриптоПро CSP». На закладке «Сервис» нажать кнопку <Просмотреть сертификаты в контейнере>;
- Вставьте носитель с сертификатом ЭП и нажмите кнопку <Обзор>
- В появившемся списке выберите нужный сертификат и нажмите кнопку <ОК>;
- В окне нажмите кнопку <Далее> и в следующем окне — кнопку <Установить>.
ПРИМЕЧАНИЕ. При установке программы «Альта-ГТД» на терминал-сервер необходимо выполнить вышеописанную процедуру установки на самом сервере. Чтобы терминал-сервер смог «увидеть» носитель ЭП, подключенный к клиенту, необходимо в свойствах RDP-клиента (должна быть версии не ниже 6.1 – Windows XP SP3 и более поздние) поставить галочку «Смарт-карты» в разделе «Локальные устройства и ресурсы».
КриптоПро CSP (Cryptography Service Provider) — это специальная программа для подписи и шифрования, без нее подписание документов электронной подписью невозможно. Средство криптозащиты (далее СКЗИ) «КриптоПро CSP» понадобится пользователю для работы с ЭП, он позволяет создавать контейнеры ЭП, шифровать и защищать данные. Скачать «КриптоПро» можно на сайте производителя: https://cryptopro.ru/buy, срок использования бесплатной демо-лицензии «КриптоПро» составляет 3 месяца, для дальнейшей работы программу придется покупать.
Главные функции КриптоПро:
-
создание ключа ЭП и его проверка;
-
шифрование данных и сохранение их конфиденциальности при передаче;
-
аутентичность соединений и протоколов;
-
контроль целостности ПО на ПК;
-
защита от внешних проникновений и нелегальных изменений в пользовательской информации.
Для настройки сертификатов ЭП и фирм в «Альта-ГТД»:
- Вставьте ЭП и вызовите диалоговое окно из меню “Альта-ГТД” Настройка -> Сервер и сетевые настройки -> Настройка сертификатов.
- В окне настройки сертификатов кнопкой <Обновить> добавьте новый сертификат, сертификаты появляются в списке*. Фильтры позволяют показать только вставленные в данном компьютере сертификаты, просроченные сертификаты, а также только сертификаты определенной фирмы или декларанта (при вызове из «Отправка ГТД»).
- Правой кнопкой мышки выделите нужный сертификат (сертификаты без фирмы подсвечиваются красным в списке) и нажимаем кнопку <Выбрать>, чтобы задать фирму для сертификата.
* Если сертификата в списке нет, убедитесь, что вы правильно установили его через СКЗИ “КриптоПро”. Для этого:
- Запустите на компьютере программу СКЗИ «КриптоПро CSP». На закладке «Сервис» нажать кнопку <Просмотреть сертификаты в контейнере>;
- Убедитесь, что носитель с сертификатом ЭП вставлен в USB-порт, нажмите кнопку <Обзор>, в появившемся списке выберите нужный сертификат и нажмите кнопку <ОК>;
- В окне нажмите кнопку <Далее> и в следующем окне — кнопку <Установить>.
Аннулирование (или отзыв) сертификата ключа проверки электронной подписи выполняется в следующих случаях:
- ликвидация юридического лица;
- увольнение сотрудника;
- ошибочный выпуск ЭП;
- производственная необходимость;
- решение руководителя.
Заявка на аннулирование (отзыв) СКП ЭП должна направиться в Удостоверяющий центр как можно скорее после возникновения такой необходимости (например, компрометации ЭП) — п. 26 Приказа ФТС № 2187 от 25.10.2011.
Для начала процедуры аннулирования в Личном кабинете составляется Заявка на аннулирование >>.
Узнать срок истечения ЭП можно несколькими способами:
- способ: В браузере Internet Explorer: Сервис -> Свойства обозревателя -> Содержание -> Сертификаты в закладке Личные.
- способ: В программе Альта-ГТД в меню Настройка -> Сервер и сетевые настройки -> Настройка ЭД-2 внизу жмем кнопку рядом Сертификат, выбираем нужный сертификат из списка, жмем <Просмотр>.
- способ: В программе КриптоПро CSP открыть вкладку Сервис, нажать кнопку <Посмотреть сертификаты в контейнере>, затем <Обзор>, выбрать нужный сертификат. Кнопка Далее> — в строчке “Действителен по” будет дата и время окончания данного сертификата.
Сертификаты ключей ЭП, выданные сотруднику, действительны в течение 1 года с момента их генерации (в зависимости от УЦ). Плановый перевыпуск ЭП осуществляется по истечении этого срока действия ЭП.
К внеплановому перевыпуску может относиться:
- утеря или выход из строя ключевого носителя;
- блокировка пароля ключевого носителя;
- смена наименования/формы собственности юридического лица;
- смена города местонахождения общества;
- смена фамилии сотрудника-владельца ЭП и т.д.
Для начала процедуры перевыпуска в Личном кабинете составляется Заявка на перевыпуск >>, где необходимо выбрать: ЭП для перевыпуска, способ доставки, указать причину для перевыпуска.
Как сохранить сертификат открытого ключа сертификата электронной подписи:
- Перейти в Панель управления (ПУСК –> Панель управления) найти и запустить программу КриптоПро CSP.
- В открывшемся окне на вкладке «Сервис» нажать <Просмотреть сертификат в контейнере…>.
- Выбрать нужный контейнер и нажать <Далее>. Если в контейнере присутствует сертификат, то отобразится информация о нём.
- Нажать <Свойства>, откроется сам сертификат.
- Перейти на вкладку «Состав», где нажать кнопку <Копировать в файл…>.
- Откроется окно Мастера экспорта сертификатов, нажать <Далее>.
- Выберите последовательно параметры:
— «Нет, не экспортировать закрытый ключ», кнопка <Далее>,
— «Файлы X.509 (.CER) в кодировке DER», кнопка <Далее>. - Через кнопку <Обзор> задайте путь для сохранения и имя нового файла.
- В окне «Завершение работы Мастера экспорта сертификатов» нажмите <Готово>. Дождитесь сообщения «Экспорт успешно выполнен».
Сначала нужно идентифицировать вид вашего носителя ЭП, затем на сайте производителя загрузить установочный файл, запустить его и следовать указаниям установщика:
- Драйверы для Рутокен (Рутокен Lite, Рутокен Micro и т.п.);
- Драйверы для JaCarta (JaCarta PKI и т.п.).
Усиленная квалифицированная электронная подпись — это электронный аналог подписи от руки. Документ, подписанный УКЭП, является юридически значимым, то есть равнозначен собственноручно подписанному.
Сертификаты электронной подписи выдают аккредитованные Удостоверяющие центры, которые действуют в соответствии со свои регламентом. Потребуются документы: паспорт, ИНН, СНИЛС, нужно будет подписать заявление на изготовление и подтвердить личность.
С 1 июля 2020 года, в соответствии с поправками в законодательство (ст.18 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи»), удостоверяющий центр выдаёт сертификаты ЭП только их будущему владельцу.
- Законодательство не ограничивает количество ключей ЭП, которыми может обладать физическое лицо.
- Что касается руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, то после 01.01.2022 г. все сертификаты на них выпускает единственный УЦ — ФНС России, который ограничивает количество одновременно действующих ЭП до 1. Выпуск новой ЭП на руководителя организации или ИП в УЦ ФНС возможен только после аннулирования предыдущей ЭП.
Да, при наличии у него номеров СНИЛС и ИНН. Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона № 63-ФЗ для получения квалифицированного сертификата физическое лицо представляет в аккредитованный удостоверяющий центр следующие документы или надлежащим образом заверенные копии и сведения: основной документ, удостоверяющий личность; СНИЛС физического лица и ИНН физического лица.
Для иностранных граждан также потребуется:
- Нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность;
- Вид на жительство (для ИП или физических лиц).
В случае увольнения или смены должности сотрудника, на которого была оформлена ЭП, необходимо запустить процедуру аннулирования ЭП. Чтобы аннулировать ЭП, обратитесь в Удостоверяющий центр (УЦ), выпустивший этот сертификат ключа проверки электронной подписи, по заявлению он должен отозвать (аннулировать) данный сертификат.
Использование организацией электронной подписи уволившегося сотрудника незаконно. И так как с момента увольнения данный сотрудник не может действовать в интересах компании, все свершенные с его ЭП действия лишены юридического основания и силы. Результаты этих действий могут быть оспорены и аннулированы по суду заинтересованными лицами.
Лицо, которое составляет и подписывает декларацию на товары (реквизиты которого указываются в графе 54 ДТ), должно являться владельцем ключа ЭП. В графе 54 указываются сведения о лице, заполнившем ДТ, и дата ее заполнения (см. Решение Комиссии Таможенного союза № 257 от 20.05.2010 “О форме декларации на товары и порядке ее заполнения”)