Это самый интересный вопрос… Как бы ни казался очевиден ответ, все гораздо сложнее. Для начала нужно уточнить: а кто, собственно, должен подписывать декларацию? Обратимся к «Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (утв. Решением КТС № 257):
«49) графа 54. Место и дата.
В графе с новой строки с проставлением их порядкового номера указываются сведения о лице, составившим ДТ.
. . .
Под номером 2 – фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа для Российской Федерации), занимаемая должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона.»
Одно дело составить ЭДТ, а другое — подписать. Разъяснение о том, кто должен подписывать декларацию ЭП, находим в Приказе ФТС РФ № 1761 от 17.09.2013 г. «Порядок использования системы ЭД»:
«6. Сведения, отраженные в электронных документах, указанных в пункте 3 Порядка, заявляемые декларантом таможенному органу декларирования, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются ЭП лица, составившего ЭДТ.»
Вывод: составитель и подписант должны быть одним и тем же лицом.
В Приказе № 2187 от 25.10.2011 г. «Положение об использовании УВЭД ЭП…» прописано:
«6. Владельцем квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и соответствующего ему ключевого носителя является уполномоченный представитель Заинтересованного лица…»
Получается, что если в графе 54 указана фамилия, имя и отчество лица, составившего ЭДТ, а сама декларация подписана ЭП этого же физического лица, полномочия которого подтверждены соответствующим документом, то никаких нарушений нет!
Но есть нюанс, связанный с документом, подтверждающим полномочия этого физлица. Исторически принято, что такие полномочия подтверждаются документом «Доверенность» (возможны варианты: Приказ о приёме на работу, выписка из штатного расписания и т.п.). В соответствии с правилами подачи ЭДТ Доверенность вместе с прочими документами формализуется, подписывается и передаётся в электронный архив документов декларанта (ЭАДД), а затем указывается в отправляемой на проверку ЭДТ.
Размещая Доверенность в ЭАДД, специалист по таможенным операциям фактически подписывает (заверяет) электронную (формализованную) форму данного документа своей же собственной личной подписью. А имеет ли он на это право? Организация-декларант давала такое распоряжение? Если нет — значит, специалист не имеет права заверения. Получается, что электронная Доверенность заверена ненадлежащим образом. Как следствие — «таможенная декларация подана не уполномоченным лицом» (пп.3 п.4 ст.190 Закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»). На основании этого таможенный орган вправе отказать в регистрации ДТ.
Если же документ «Доверенность» будет заверен надлежащим образом — то есть подписан ЭП лица, полномочного действовать от имени юридического лица (с использованием КСКП ЭП, владельцем которого является организация-декларант) — то при размещении Доверенности в ЭАДД и указании ее идентификатора в ЭДТ, никаких нарушений действующего законодательства нет.
Доверенность подписывается и передаётся в ЭАДД один раз, а затем ссылка на нее указывается в подаваемых декларациях.
Возможно, у читателей этой статьи назрел ещё один вопрос…