Что такое предварительное информирование?

Предварительное информирование (ПИ) — это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе. Основным документом, устанавливающим правила предварительного информирования, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

blog_pi_avto-03На сегодняшний день технология ПИ регламентирована «Инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации». Данная инструкция введена в действие Приказом ФТС № 1230 от 03.10.2008.

Необходимо отметить, что процедура предварительного информирования таможенных органов ТС введена исключительно для товаров ввозимых (импортируемых) на единую территорию Таможенного союза. В зависимости от вида транспорта, пересекающего границу ТС, различают несколько видов предварительного информирования:

  1. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом (обязательно с 17.06.2012, Решение Комиссии ТС № 899 от 09.12.2011);
  2. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС железнодорожным транспортом (обязательно с 01.10.2014, Решение Коллегии ЕЭК № 196 от 17.09.2013);
  3. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС авиационным транспортом (обязательно с 01.04.2017, Решение Коллегии ЕЭК № 158 от 01.12.2015);
  4. ПИ о товарах, ввозимых на территорию ТС морскими транспортом (обязательно с 01.10.2016 на территории свободного порта Владивосток, Федеральный закон № 212-ФЗ от 13.07.2015).

1. Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом

Данная процедура установлена Решением КТС № 889 от 09.12.2011 и введена в действие с 17 июня 2012 года. Согласно этому документу уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители (далее — Заинтересованные лица), обязаны представить в таможенные органы предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Способы представления ПИ в таможенные органы:

  • сайт таможенных органов Российской Федерации customs.ru, в частности, портал электронного представления сведений — edata.customs.ru. Указанный портал обеспечивает возможность представления участниками ВЭД в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы ТС на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
  • портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz;
  • в Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться услугами РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», предварительно заключив договор с данным предприятием;
  • для передачи ПИ-сведений также можно воспользоваться специализированным программным обеспечением. Например, программным продуктом «Альта-ГТД PRO» разработки компании ООО «Альта-Софт» — в нем помимо инструмента для подачи декларации на товары присутствует функция формирования документа ПИ и отправки его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики Беларусь для его последующего использования в соответствии с технологическим регламентом.

Схема ПИ при ввозе товаров автомобильным транспортом выглядит следующим образом:

Рис.№ 1. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых автомобильным транспортом

1

Транспортная компания или отправитель груза сообщает Заинтересованному лицу информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара.

2

Заинтересованное лицо, получив информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала электронного представления сведений ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, передаваемых в составе документа ПИ определён в Решении КТС № 899 и зависит от вида таможенной процедуры.

3

Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит форматно-логический контроль (ФЛК) представленной информации. В случае успешного прохождения ФЛК заинтересованному лицу передаётся уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

Таможенные органы государств – членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2 часов с момента получения ПИ обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками (СУР).

4

Заинтересованное лицо, получив данный идентификационный номер, распечатывает и передаёт документ ПИ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших 2 часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет и портала ФТС России получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его.

5

По прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

6

Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.

7

Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства таможенного поста в пункте пропуска.

8

Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком, в том числе сопоставляет предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах. В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов ТС, сведениям в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием СУР.

Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства ТС.

2. Процедура обязательного ПИ для товаров, ввозимых на территорию ТС железнодорожным транспортом

В соответствии с Решением ЕЭК № 196 от 17.09.2013 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» (далее — Решение ЕЭК № 196) с 1 октября 2014 года представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, является обязательным.

Решением ЕЭК № 196 предусмотрена двухуровневая система подачи ПИ:

Рис.№ 2. Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых ж/д транспортом

1–2

На первом уровне лица, указанные в ст. 42 ТК ТС, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы или иные заинтересованные лица не менее чем за 4 часа до прибытия товаров представляют через Портал ОАО «РЖД» сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства – члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Инструкция пользователя информационного портала РЖД: http://rzdpi.ru/Documents/RZDPI.UserManual.pdf

3–6

На втором этапе перевозчик ОАО «РЖД», который ввозит товары железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию ТС, осуществляет консолидацию указанных сведений от заинтересованных лиц и не менее чем за 2 часа до прибытия в место пересечения таможенной границы ТС предоставляет в таможенный орган предварительную информацию.

Перечень сведений, представляемых в составе ПИ, определён Решением Коллегии ЕЭК № 196 и зависит от вида таможенной процедуры.

В случае, если ПИ будет представлена в ФТС не в полном объеме, а также в случае ее несоответствия структуре и формату, определённым техническими требованиями ФТС, — лицу, представившему ПИ, направляется электронное сообщение о непринятии ПИ к рассмотрению с указанием причин. Предварительная информация в этом случае считается непредставленной.

В случае, если ПИ не будет представлена таможенному органу государства-члена в объеме и сроки, определенные Решением Коллегии ЕЭК № 196, то такая партия товара будет отнесена таможенными органами к области риска. Таможенные органы государств – членов ТС будут обязаны принять меры по минимизации такого риска в соответствии с законодательством государств-членов.