Предпосылки к разработке технологии ЭД

edИдея электронного декларирования возникла более 30 лет назад. По современным меркам это довольно длительный срок — нынешние темпы развития бизнеса и IT-технологий требуют быстрой и адекватной реакции на все изменения. Это касается как участников рынка, так и разработчиков ПО и законодателей.

В начале 80-х годов прошлого столетия электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Но важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие WEB-технологий.

Сегодня практически все страны Европы уже имеют собственные системы ЭД. Однако их взаимосвязь, обеспечивающая прозрачность обмена данными и упрощение таможенных и торговых операций, реализована пока не до конца. То же самое можно сказать и о других  регионах мира. Поэтому задачи стандартизации и интеграции средств электронного декларирования сегодня наиболее актуальны. Их решением серьезно занимаются как национальные, так и международные организации, в том числе и ВТО.

Развитие ЭД в России

1

Первым толчком можно считать принятие в 2002 году  Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». С этого момента электронная подпись фактически была приравнена к собственноручной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций, подписанных ЭП.

2

В 2004 году вступил в силу новый Таможенный кодекс. Электронное декларирование начало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. И постепенно идея использования ЭД завладела умами наиболее крупных участников ВЭД, а также передовых разработчиков ПО для таможни. Первая электронная декларация по технологии ЭД-1 (прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи) была выпущена еще 25 ноября 2002 года. Правда, и к 2008 году в электронной форме подавалось не более 9 % всего объема деклараций.

3

Перспективы создания Таможенного союза, а в последствии и реализация этого грандиозного плана значительно ускорили процесс перехода на электронное таможенное оформление. С выходом Приказа ФТС России № 52 от 24.01.2008, наконец, открылась реальная техническая возможность работы по новой — наиболее удобной и эффективной — технологии ЭД-2. Схема ЭД-2 предполагает  предоставление только формализованных документов.

4

9 сентября 2008 года на Каширском таможенном посту была выпущена первая декларация по технологии ЭД-2.  Глобальное же внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 году. Уже в 2010 году все таможенные посты, имевшие право принимать ДТ, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет. Развитие ЭД в России стало основой для создания Центров электронного декларирования (ЦЭД) — специализированных таможенных постов, обеспечивающих декларирование товаров исключительно в электронной форме и позволяющих реализовать технологию удаленного выпуска товаров.

5

С 1 января 2014 года в России импортируемые и экспортируемые товары декларируются только в электронной форме (Федеральный закон от № 311-ФЗ 27.11.2010 г.«О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Бумажные ДТ используются в исключительных случаях, которые определены Постановлением Правительства РФ № 1154 от 13.12.2013 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». По данным ФТС, в 2014 году объем электронного декларирования в России составил 99,88 % всего декларационного массива.

6

В соответствии с Дорожной картой по совершенствованию таможенного администрирования следующая задача — обеспечение полной автоматизации процедуры регистрации таможенных деклараций (электронная технология автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов). Первую ЭДТ автоматически зарегистрировали 8 мая 2014 г. на Каширском т/п Московской областной таможни, но данная технология пока применяется только в режиме эксперимента.

Положительный опыт государств, внедривших ЭД

Выявлены следующие преимущества перехода на систему электронного декларирования:

  • сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей;
  • более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;
  • единообразное применение таможенного законодательства;
  • повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;
  • снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;
  • повышение качества управленческой информации;
  • эффективное использование человеческих и технических ресурсов;
  • получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

Препятствия в развитии системы ЭД в рамках Таможенного Союза

blog_pi_avto-021. Отсутствие единых согласованных стандартов между членами ТС

Несмотря на наличие единых стандартов представления данных в электронной форме, информационные системы государств-участников Таможенного союза в пока не имеют взаимной интеграции друг с другом.

2. Обязательность представления бумажных документов

В процессе таможенного контроля достаточно часто возникает необходимость представления бумажных (разрешительных) документов. Действуя в соответствии с должностными инструкциями, инспектор таможни вынужден требовать представления этих документов от участника ВЭД. Бумажная копия декларации на товары с отметкой таможни является документом, который требуют налоговые и финансовые органы.

3. Технологические проблемы таможенного оформления

К ним относится недостаточная адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти, а также невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти.

4. Межведомственный контроль

Достижение европейских стандартов будет по-прежнему осложнено разделением одной и той же фискальной функции госорганов между двумя российскими ведомствами — налоговым и таможенным. До сих пор не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ. После внесения поправок в соответствующие кодексы контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.