Информационный обмен между СВХ и таможенным постом

Электронное декларирование в сфере таможенного оформления продолжает своё революционное шествие по России.

Еще один рубеж, который необходимо преодолеть на пути к «удаленному выпуску», — информационный обмен между складами временного хранения (СВХ) и таможенными постами, а если говорить точнее — это электронное взаимодействие между информационными системами СВХ и таможенных органов.

Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день по этой теме вопросов больше, чем ответов. Конкретный регламент пока не принят, а те нормативные документы, которые сегодня находятся в нашем распоряжении, не дают исчерпывающей информации. Поэтому заранее прошу извинить, что некоторые предположения я буду излагать, исходя из простой логики. Жизненный опыт подсказывает, что к таким же выводам (в перспективе) могут прийти и авторы будущего регламента.

В данной статье я пока не буду касаться какого-то конкретного программного обеспечения. Я постараюсь смоделировать максимально объективную картину тех процессов, которые будут происходить в будущем.

blog_svh-01Электронное декларирование в сфере таможенного оформления продолжает своё революционное шествие по России.

Еще один рубеж, который необходимо преодолеть на пути к «удаленному выпуску», — информационный обмен между складами временного хранения (СВХ) и таможенными постами, а если говорить точнее — это электронное взаимодействие между информационными системами СВХ и таможенных органов.

Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день по этой теме вопросов больше, чем ответов. Конкретный регламент пока не принят, а те нормативные документы, которые сегодня находятся в нашем распоряжении, не дают исчерпывающей информации. Поэтому заранее прошу извинить, что некоторые предположения я буду излагать, исходя из простой логики. Жизненный опыт подсказывает, что к таким же выводам (в перспективе) могут прийти и авторы будущего регламента.

В данной статье я пока не буду касаться какого-то конкретного программного обеспечения. Я постараюсь смоделировать максимально объективную картину тех процессов, которые будут происходить в будущем.

Основными исходными данными, на которые я буду ссылаться в этой статье, являются:

  1. Приказ ФТС России № 715 от 06.04.2011 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.05.2011 г. Рег. № 20845. Опубликован в «Российской газете» № 125 (5501) 10.06.2011 г. Вступил в силу 11.07.2011 г.) (Далее по тексту «Приказ №715»)
  2. Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированной подсистемой «представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования. Приложение В9 «Описание информационного взаимодействия при представлении документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещении (выдаче) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представлении отчетности о товарах, находящихся на временномхранении». Версия 3.0.4. (Вступает в действие с 01.04.2012 г.)(Далее по тексту «Спецификация»)
  3. Информация от разработчиков программного обеспечения, информационных операторов и сотрудников таможенных органов, полученная на совещаниях, недавно проведенных по данной тематике в Приволжском таможенном управлении (ПТУ). Данная информация носит открытый характер и не является государственной тайной.

Основные аспекты, на которые стоит обратить внимание:

Первое: данная тема имеет отношение не только к владельцам СВХ. Об этом прямо сказано в п.3 Спецификации:

«Участниками информационного взаимодействия и бизнес-процессов, описанных в данной спецификации, являются:
— автоматизированная система таможенных органов;
— информационные системы уполномоченных лиц;
— информационные системы владельцев СВХ.»

Всего три стороны участвуют этом процессе: именно их информационные системы упомянуты в Спецификации. Кто такие «таможенные органы» и «владельцы СВХ» — понятно. А вот кто такие «уполномоченные лица»? Определение этому термину дается в п.5 Приказа № 715:

«12 5. … Обязанность помещения товаров на временное хранение в соответствии с настоящим Порядком возлагается на перевозчика, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей (далее — уполномоченное лицо).»

На практике, скорее всего, данным лицом окажется декларант, так как только он владеет той «информационной системой», которая отвечает всем требованиям. Так что, декларанты, приготовьтесь: это касается непосредственно Вас!

Второе: все сообщения, передаваемые между участниками информационного обмена, должны быть подписаны электронными подписями (ЭП). Кроме ЭП каждое лицо должно иметь «идентификатор участника информационного обмена» (ID). Вопрос о том, кто и как должен выдавать эти данные, пока открыт. Но по всей видимости, это должен быть удостоверяющий центр. В данном случае, это ЦИТТУ ФТС. Если это так, то процедура получения сертификатов ключей ЭЦП на сотрудника СВХ будет такая же, как процедура получения подписи декларанта. Сроки получения: от 2-х до 4-х недель.

Итак, хронология событий информационного обмена должна быть следующая:

1

Действие №1

«Уполномоченное лицо с использованием информационной системы формирует и размещает в электронном архиве документы, предназначенные для представления в таможенный орган. Информационный обмен осуществляется в соответствии с правилами, приведенными в Приложении В3.» (Спецификация, п.3.2.1)

Для справки: речь идет о «Спецификации информационного обмена. Приложение В3». Размещение документов а архиве осуществляется с использованием декларантской программы. Процедура ничем не отличается от процесса размещения в этом архиве документов, представляемых вместе с электронной ДТ. Каждому документу и всему пакету документов, помещенным в архив, подсистема таможенных органов присваивает уникальный номер.

Какие документы необходимо разместить в электронном архиве?

«Уполномоченное лицо не позднее трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (представления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения)» (Приказ №715, п.9)

Как эти документы окажутся на столе у декларанта для их формализации — непонятно… Тем более, если декларант и склад СВХ находятся в разных точках таможенного союза. По всей видимости, декларант должен их видеть до того, как груз прибудет на СВХ и экспедитор (водитель или иное лицо) сдаст эти документы для закрытия процедуры доставки. Только в этом случае декларант сможет их спокойно и внимательно формализовать и поместить в архив.

2

Действие № 2

«По окончании размещения документов в электронном архиве, уполномоченное лицо формирует и направляет в таможенный орган Опись документов, представляемых в таможенный орган. При этом в электронной описи должны быть указаны идентификаторы архива и документа в архиве, полученные на этапе размещения документа в электронном архиве.» (Спецификация, п.3.2.1 пп.2)

3

Действие № 3

«Таможенный орган осуществляет запрос и регистрацию документов, указанных в описи. После регистрации документов, таможенный орган формирует и направляет уполномоченному лицу подтверждение о регистрации документов с указанием регистрационного номера, присвоенного представленному комплекту документов.» (Спецификация, п.3.2.1 пп.3,4)

Номер, присвоенный комплекту документов, в последствии может быть сообщен владельцу СВХ для дальнейших запросов и формирования документов ДО-1 и ДО-2.

4

Действие № 4

«Владелец СВХ формирует и направляет в таможенный орган запрос на предоставление документов, представленных уполномоченным лицом. В запросе указывается регистрационный номер, присвоенный данному комплекту документов при представлении в таможенный орган». (Спецификация, п.3.2.2 пп.1)

В спецификации ничего не сказано о том, как владелец СВХ узнает регистрационный номер данного комплекта документов. Но, видимо, подразумевается, что данный номер диспетчеру склада сообщит «уполномоченное лицо» устно (по телефону).

5

Действие № 5

«Таможенный орган подтверждает получение запроса, осуществляет проверку поступившего запроса и принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении запрошенных документов». (Спецификация, п.3.2.2 пп.2)

Владельцу СВХ направляется уведомление в соответствии с принятым таможней решением: выдача или отказ в предоставлении документов из электронного архива. В случае положительного решения владелец СВХ получает запрошенные документы, на основании которых может приступить к процедуре оформления ДО-1.

6

Действие № 6

«Информационная система владельца СВХ формирует и направляет в автоматизированную систему таможенных органов запрос на открытие процедуры…» (Спецификация, п.3.2.3.1.1)

Далее:

«Владелец СВХ формирует и направляет в таможенный орган отчетность по форме ДО-1….» (Спецификация, п.3.2.3.1.2)

На этом процедура помещения товара на хранение заканчивается. Все дальнейшие действия происходят в зависимости от сложившейся ситуации.

При истечении сроков хранения товаров таможенный орган формирует и отправляет владельцу СВХ вначале «Уведомление об истечении сроков», а в дальнейшем — «Акт об истечении сроков хранения товаров». Владелец СВХ формирует и передает в таможенную систему подтверждение о получении акта.

В случае, если владелец СВХ является также «уполномоченным лицом», он имеет возможность направить в таможенный орган «Заявление о продлении сроков временного хранения». Таможенный орган, на основании заявления принимает решение по данному вопросу. Результат (разрешение или отказ) таможенный орган направляет владельцу СВХ.

7

Действие № 7

«Таможенный орган формирует и направляет владельцу СВХ информацию о принятии решения о выдаче товаров с СВХ. Владелец СВХ формирует и направляет в таможенный орган подтверждение о получении указанной информации.» (Спецификация, п.3.2.6, пп.1, 2)

8

Действие № 8

«Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО-2, предоставляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня после выдачи товаров (при представлении отчетности в виде электронного документа — в течение трех часов после выдачи товаров). (Приказ № 715. п.32)

«Владелец СВХ формирует и направляет в таможенный орган отчетность по форме ДО-2. При указании в отчетности ДО-2 документов, ранее предоставленных и зарегистрированных в таможенном органе в соответствии с п.3.2.1 данного Приложения, для этих документов могут быть указаны регистрационные номера пакетов документов, присвоенные в таможенном органе. (Спецификация, п.3.2.4, пп.1)

«Таможенный орган регистрирует предоставленный отчет и направляет владельцу СВХ уведомление о регистрации отчетности» (Спецификация, п.3.2.4, пп.2)

blog_svh-02Так производится регистрация факта выдачи товара со склада.

Если говорить сжато и коротко о предстоящем информационном обмене между СВХ и таможенным постом, то это выглядит примерно так, как описано выше. В ходе повествования я умышленно не коснулся некоторых технологических моментов, связанных с запросами владельцев СВХ и таможенных органов о предоставлении документов, подтверждениями и отказами в их предоставлении.

На текущий момент многое из описанного в Спецификации пока вызывает ощущение чего-то весьма запутанного и не согласованного с остальными нормативными документами. А если вспомнить, что по данной теме должны также быть согласованы и внутренние документы таможенных органов, то вопрос становится еще более запутанным.

Но жизненный опыт внедрения системы электронного декларирования учит нас тому, что реализация этого проекта — вопрос большой государственной важности. И решен он должен быть в любом случае.

Так что будем готовиться…

Автор публикации:
Толстиков Игорь Геннадьевич, генеральный директор ООО СП «ИНТЕГРА»

Похожие публикации