Предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным транспортом

17 июня 2012 года вступает в действие порядок обязательного предварительного информирования таможенных органов в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Данный порядок определен решением Комиссии ТС № 889 от 09.12.2011г.

Данная статья нашего блога — попытка систематизировать имеющуюся на данном этапе информацию и обратить внимание на некоторые моменты, которые станут значимыми с середины июня 2012 года. В статье освещаются вопросы:

— Территория применения ПИ
— Кто должен подавать сведения в систему ПИ
— Использование электронной подписи
— Предъявление печатного документа ПИ на границе ТС
— Cпособы представления данных в систему ПИ

blog_pi_avto-0117 июня 2012 года вступает в действие порядок обязательного предварительного информирования таможенных органов в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Данный порядок определен решением Комиссии ТС № 889 от 09.12.2011 г.

Данная статья нашего блога — попытка систематизировать имеющуюся на данном этапе информацию и обратить внимание на некоторые моменты, которые станут значимыми с середины июня 2012 года. В статье освещаются вопросы:

  1. Территория применения ПИ
  2. Кто должен подавать сведения в систему ПИ
  3. Использование электронной подписи
  4. Предъявление печатного документа ПИ на границе ТС
  5. Cпособы представления данных в систему ПИ

Введение

Описание процедуры предварительного информирования (ПИ), а также схема данного процесса детально описаны и опубликовано на нашем сайте в разделе Технология Предварительного информирования. Тем участникам ВЭД, которые только начинают интересоваться данной тематикой или просто хотели бы освежить в памяти некоторые теоретические аспекты, рекомендую ознакомиться с данной главой нашего методического пособия, а также со следующими нормативными источниками:

  1. Приказ ФТС России № 1230 от 03.10.2008 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации» (далее по тексту — «Приказ ФТС России № 1230»).
  2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее по тексту — «Соглашение Правительств стран ТС»).
  3. Решение Комиссии Таможенного Союза № 899 от 09.12.2011 г. «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее по тексту – «Решение КТС № 899).

В данной статье я постараюсь обратить внимание читателей на некоторые особенности практического применения технологии Предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на территорию ТС автотранспортом, а также на некоторые важные моменты.

1. Территория применения ПИ

blog_pi_avto-02Территория применения ПИ обозначена Решением КТС № 889 — это граница Таможенного союза, которая проходит как по территории России, так и по территории Казахстана и Белоруссии. То есть все пункты пропуска автомобильного транспорта таможенных органов стран ТС должны быть подключены к системе ПИ.

В России используются два способа представления предварительной информации: через функционирующий Портал ФТС России «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Eps/) и путем подключения информационных систем заинтересованных лиц к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации.

Система ПИ функционирует достаточно долго и даже если и остались какие либо недоделки, то не стоит сомневаться — они будут постепенно устранены непосредственно в процессе активного использования после 17 июня. Как говорится, не в первый раз…

А что же у наших партнеров по Таможенному союзу?

belarusВ Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться услугами РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», предварительно заключив договор с данным предприятием. Услуга является платной. Процедура заключения договора и представления документов, необходимых для подачи ПИ описана на официальном сайте РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС» по адресу: http://www.declarant.by/production/epi/.

Для транспортных компаний, являющихся членами «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» и «Международного Союза Автомобильного Транспорта» есть альтернативный способ представления сведений в систему ПИ таможенных органов Республики Беларусь. Для этого можно воспользоваться системой «TIR-EPD» (Приказ ГТК РБ № 410-ОД от 29.09.2011 г.). Данную систему официально используют 24 страны Европы и Азии, в том числе и Россия. В Европе система «TIR-EPD» весьма авторитетна, но предназначена в первую очередь для транспортных перевозчиков. Есть еще небольшой нюанс. Тот набор и объем сведений, который вводится в систему «TIR-EPD», и сведения ПИ, указанные в Решении КТС № 899, несколько отличаются друг от друга. В связи с чем транспортные средства, на которые была подана ПИ через систему «TIR-EPD», при включении системы управления рисками автоматически попадут под повышенное внимание таможенных органов. Познакомиться с данной системой предварительного информирования можно на официальном интернет-портале: www.tirepd.org.

kazakhstanКомитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (КТК МФ РК) на своем официальном сайте в сети интернет (www.customs.kz) проинформировал своих участников ВЭД о том, что предварительная информация таможенным органам России подается через сайт Федеральной таможенной службы РФ (http://edata.customs.ru). Также КТК МФ РК проинформировал всех заинтересованных лиц о том, что таможенные органы Казахстана приступили с 15 мая текущего года к «пилотному тестированию» информационных систем предварительного информирования.

В настоящее время КТК МФ РК организован прием предварительной информации с помощью веб-портала таможенных органов (http://pi.customs.kz). Веб-портал таможенных органов Республики Казахстан для предоставления предварительной информации открыт для всех участников ВЭД без ограничения. Зарегистрироваться на данном портале может любой желающий и оказать посильную помощь таможенным органам Казахстана в тестировании данной системы. Подробности пилотного тестирования описаны в следующем Документе (.doc, 954 Кб) от 15.05.2012 г.

Как видим из вышесказанного, таможенные органы всех стран ТС относительно подготовлены для начала использования системы предварительного информирования с 17 июня 2012 года. Но у любого участника ВЭД в голове уже зреет один единственный вопрос: «Куда подавать ПИ?»

А вот тут ответа пока нет. Но попробуем разобраться…

В Соглашении Правительств стран ТС сказано следующее:

«Статья 9. Между центральными таможенными органами государств-членов таможенного союза осуществляется обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах в электронном виде.
Статья 10. Для реализации положений статьи 9 настоящего Соглашения таможенные органы государств-членов таможенного союза разрабатывают Технические условия организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, которые утверждаются руководителями центральных таможенных органов государств-членов таможенного союза.»

Следовательно, подавать ПИ можно на любом портале любой страны – члена Таможенного Союза. Оперативная синхронизация такого массива информации между государственными структурами разных стран – задача непростая. Мы внутри России еще не наладили подобный обмен между различными ведомствами.

По состоянию на дату написания данной статьи (29.05.2012 г.) система обмена предварительной информацией между таможенными органами Российской Федерацией, Республикой Казахстана и Республикой Беларусь не функционирует. Заработает ли она 17 июня 2012 года? Вопрос открыт.

И что делать, если не заработает?

Все зависит от того, откуда и куда мы везем товарную партию автомобильным транспортом:

  1. Если везем из Финляндии в Россию — то все понятно. Подавать ПИ нужно в систему ФТС РФ.
  2. Если предположим, что везем из Польши в Россию, а границу ТС пересекаем в Белоруссии? В этом случае можно попытаться подать ПИ в систему «TIR-EPD» на портале www.tirepd.org.
  3. Аналогично, если везем из Китая в Россию через Казахстан — можно воспользоваться любезно предоставленной КТК МФ РК системой «Web-декларант» на портале http://pi.customs.kz.
  4. На самый крайний случай есть следующее решение:

«7. В случае если предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства – члена Таможенного союза, таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.» (Решение КТС №899, п.7)

2. Кто должен подавать сведения в систему ПИ

Вариантов немного:

«2. Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица (далее – заинтересованные лица) представляют информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.» (Решение КТС № 899, п.2)

На практике, скорее всего, получится так: кто больше всех заинтересован, тот и будет подавать ПИ. Или тот, у кого лучше всех получается!

Если от этого фактора будут зависеть сроки доставки товарной партии, то вероятнее всего это транспортные компании — таможенные перевозчики. Они рискуют «застрять» на границе и сорвать сроки поставки. Но в связи с тем, что предварительная информация – это не просто номер транспортного средства, а также масса других сведений, заполнение которых требуют специальных знаний, то перевозчики постараются эту заботу, а вместе с ней и ответственность, «переложить на плечи» на кого-нибудь другого.

Если ПИ в будущем будет использовано в 100% случаях, то для разделения зон ответственности, наверное, будет целесообразно включать в контракты на поставку пункт о том, кто подает ПИ и отвечает за достоверность представленных сведений.

Появилась еще одна категория тех, кто будет подавать сведения в систему ПИ — аутсорсинговые компании. Это представители околотаможенных структур, которые базируются на пограничных постах таможен (например, РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС»). За соответствующее вознаграждение, на основании представленных вами транспортных документов, они заполнят за вас эту форму и передадут её через систему ПИ в соседний кабинет (или соседнее здание). По некоторым сведениям, полученным от организаций, которые уже воспользовались данной услугой, ориентировочная стоимость в среднем составляет от 1000 рублей за 2 первых товара и по 100 рублей за каждый последующий.

3. Использование электронной подписи

Ответ однозначный: на текущий момент использовать ЭП не нужно. Необходимость в этом не предусмотрена ни одним нормативным документом.

Но обольщаться не стоит: как только таможенные информационные системы стран ТС наладят обмен данными и сведения ПИ из России будут подаваться только на портал ФТС РФ, то тут же введут необходимость подписания документов ЭП. Исключительно для повышения ответственности за представленные сведения.

4. Предъявление печатного документа ПИ на границе ТС

blog_pi_avto-03Основной вопрос заключается в следующем: каким документом должен быть «вооружен» водитель (экспедитор) автотранспортного средства в момент пересечения границы ТС? Какие сведения должны быть указаны в бумажном документе ПИ?

По простоте душевной можно предположить, что для предъявления на границе достаточно предъявить только уникальный идентификационный номер перевозки (далее — УИНП), а дальше дело техники.

«Уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП) — уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства-члена таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы.» (Соглашение Правительств стран ТС, ст.1)

По этому номеру инспектор пограничной таможни сделает запрос в систему ПИ, найдет нужную информацию и сравнит с товаросопроводительными документами. Так оно и задумывалось в самом начале.

«8. После получения от перевозчика документов и сведений, предусмотренных статьями 73, 76 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также сведений об идентификационном номере (в случае получения информации о товарах от таможенных служб стран ЕС в качестве идентификационного номера используется номер книжки МДП)… Распознавание номера книжки МДП осуществляется путем считывания штрих-кода, нанесенного на книжку МДП, с помощью сканирующего устройства….» (Приказ ФТС России № 1230, п.8)

То есть, если перевозку осуществляет компания, специализирующиеся на международных грузоперевозках, являющаяся участником ассоциации, пользующейся книжками МДП (Carnet TIR), то распечатывать какой-либо документ не надо. Сама книжка МДП и является этим документом.

Но что имеем на сегодня:

При заполнении этой формы на интернет-портале ФТС РФ (http://edata.customs.ru), тем не менее, на печать выводится некий документ «Предварительное уведомление о транзите товаров с использованием книжки МДП», который дублирует некоторые позиции листов книжки МДП с присутствием некого номера и его представления в виде штрих-кода.

Если для перевозки по территории ТС необходимо оформление транзитной декларации, то в этом случае на печать выводится «Электронная копия декларации на товары / транзитной декларации», в которой в отличии от предыдущего документа кроме указания грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и «лица, подавшего декларацию» присутствует также описание всех позиций товарной партии с указанием кода ТН ВЭД, описания товара, веса брутто, стоимости и валюты. Почти готовая транзитная декларация.

Именно эти документы и нужно предъявлять на пограничном таможенном посту РФ.

И хотя никаким нормативным документом эти формы не утверждены, наши таможенники, следуя «старым и добрым традициям», будут требовать эти документы именно в таких формах.

blog_pi_avto-04Обращаю внимание, что сказанное выше о предъявлении печатного документа ПИ относится к исключительно к российским таможенным постам. Как эти вопросы будут решаться на пограничных таможенных постах Белоруссии и Казахстана — до конца не понятно. Скорее всего — аналогично.

В связи с вопросом о печатном документе ПИ есть еще одна небольшая задачка, которую предстоит решать «заинтересованным лицам». Как передать этот документ водителю транспортного средства (экспедитору), если «заинтересованное лицо» и водитель находятся территориальном удалении друг от друга, например в разных странах?

Если транспортное средство еще не выехало, то можно выслать данный документ по электронной почте с последующей распечаткой и передачей печатного документа водителю.

А если машина уже в пути? Тут есть над чем подумать специалистам в области «высоких технологий».

5. Cпособы представления данных в систему ПИ

Кроме ввода данных ПИ на интернет-порталах таможенных органов стран ТС, о которых говорилось выше, также существуют и альтернативные способы.

Для подачи сведений в систему предварительного информирования ФТС РФ, тем участникам ВЭД, которые сами готовят декларации на товары и используют для этого специальное программное обеспечение (например, «Альта-ГТД PRO»), заполнить и отправить сведения ПИ, получить УИНП и распечатать документ ПИ можно непосредственно из самой программы.

Чем данный способ удобнее? Для ответа на этот вопрос достаточно один раз заполнить форму ПИ на сайте ФТС.

Есть также и альтернативные способы представления документа ПИ в таможенные органы Белоруссии и Казахстана. Но это уже, наверное, другая тема для другой статьи, посвященной программному обеспечению декларантов стран ТС. Пока скажу только одно: если такая необходимость все же возникнет, то самый простой способ воспользоваться возможностями интернет-порталов таможенных органов Белоруссии и Казахстана.

Вот вкратце пока всё.

Вывод

Процедура предварительного информирования, призванная к «сокращению времени прохождения транспортных средств через пункт пропуска», «минимизации влияния человеческого фактора на процесс регистрации» на практике может оказаться дополнительным «тормозом», серьезно увеличившим трудозатраты на реализацию самого факта пересечения автотранспортом границы Таможенного союза. Особенно на начальном этапе её эксплуатации.

Очень надеюсь, что информация, изложенная в данной статье, окажется полезной и поможет если уж не предотвратить потенциальные проблемы, то хотя бы немного рассеет туман вокруг вопроса о «Предварительном информировании о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Остается только ждать 17 июня и надеяться на лучшее… По крайней мере, симпатизирует оптимистичный настрой ФТС России на то, что в конечном итоге усилия оправдают себя и все таможенные процедуры будут проходить быстро и легко. Нужно помнить, что любое внедрение автоматизированной системы — непростая задача, в ходе которой не исключается применение метода проб и ошибок.

Автор публикации:
Толстиков Игорь Геннадьевич, директор ООО СП «ИНТЕГРА»

Похожие публикации