Проблемы в системе ЭД. Развенчание мифов

Чем сложнее система, тем больше она рождает догадок и необоснованных слухов о принципах ее работы. В сочетании с «закрытостью» информационных систем таможенных органов, электронное декларирование (ЭД) для многих до сих пор является неким дремучим лесом, обросшим мифами и легендами. Предлагаем вашему вниманию топ-8 самых распространенных мифов и попытаемся подтвердить или опровергнуть их:

Миф 1. Проблемы в системе ЭД чаще всего происходят в пятницу в послеобеденное время;
Миф 2. Проблемы в системе ЭД чаще всего связаны со сменой Альбомов форматов;
Миф 3. Сбои в системе ЭД чаще всего происходят на серверах ЦИТТУ ФТС;
Миф 4. В случае сбоя в системе ЭД поможет служба техподдержки информационного оператора;
Миф 5. Введение обязательного электронного декларирования означает, что «бумага» ушла в прошлое;
Миф 6. Электронный документооборот уменьшил количество предоставляемых документов;
Миф 7. Страны Таможенного союза полностью перешли на ЭД;
Миф 8. Все требования, поступающие от таможенного инспектора в электронной или устной форме, обязательны для исполнения.

blog_ed_myths_00Чем сложнее система, тем больше она рождает догадок и необоснованных слухов о принципах ее работы. В сочетании с «закрытостью» информационных систем таможенных органов, электронное декларирование (ЭД) для многих до сих пор является неким дремучим лесом, обросшим мифами и легендами.

За 5 лет работы в области программно-технического обслуживания участников ВЭД наша команда накопила большой опыт, основанный на наблюдении за работой системы ЭД, которым мы готовы поделиться. Предлагаем вашему вниманию топ-8 самых распространенных мифов и попытаемся подтвердить или опровергнуть их:

 

Миф 1. «Проблемы в системе ЭД чаще всего происходят в пятницу в послеобеденное время»

На самом деле: практика показывает, что это не совсем так — в количественном соотношении сбоев за последний год пятница занимает не первое место, а вероятность возникновения сбоев в любой день недели практически одинакова.

Делая подобные выводы, необходимо учесть динамику загруженности таможенных постов. К сожалению, полноценной статистики у нас нет, но мы можем оценить количество подаваемых таможенных деклараций наших клиентов, используя Сервис Статистики информационного оператора. Распределение нагрузки по дням недели происходит таким образом:

С 2011 года мало что изменилось:

  • по традиции понедельник и пятница остаются самыми загруженными днями;
  • среда — наименее загруженный день рабочей недели.

Что касается времени возникновения сбоев и задержек в обработке сообщений, то чаще всего это период 9:00–13:00 по московскому времени, первая половина дня:

* Почему запоминается сбой в системе ЭД именно в пятницу во 2-й половине дня? Скорее всего из-за угрозы незавершения процедуры декларирования и переноса процесса оформления на рабочее время понедельника, что потребует дополнительных затрат на хранение нерастаможенного товара и простой грузовых транспортных средств.

Рекомендации декларанту:
Выбирайте время для начала процедуры ЭД, учитывая не только загруженность таможенных постов, но и потенциальные риски из-за сбоев.
 

Миф 2. «Проблемы в системе ЭД чаще всего связаны со сменой Альбомов форматов»

На самом деле: практика показывает, что прямой зависимости нет. Новые Альбомы форматов электронных форм документов выходят примерно раз в 2-3 месяца:

АЛЬБОМЫ ВЕРСИИ ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
Альбомы форматов версии 5.6.1 01.04.2015
Альбомы форматов версии 5.6.0 18.01.2015
Альбомы форматов версии 5.4.3 30.10.2014
Альбомы форматов версии 5.4.1 01.08.2014
Альбомы форматов версии 5.4.0 01.07.2014
Альбомы форматов версии 5.1.0 01.07.2014
Альбомы форматов версии 5.0.16 25.02.2014
Альбомы форматов версии 5.0.14 20.01.2014
 

Проблемы могут возникнуть на конкретных таможенных постах или у тех участников ВЭД, программное обеспечение которых не обновлено с учетом требований новых альбомов форматов.

(статистика взята за период Январь 2014—Апрель 2015. Не включены плановые профилактические работы)

 

Миф 3. «Сбои в системе ЭД чаще всего происходят на серверах ЦИТТУ ФТС»

На самом деле: к сожалению, это не миф, а правда. Зафиксированные проблемы чаще происходят на уровне ЦИТТУ ФТС, которое является самым «узким» местом системы. Причем, учитывая иерархичность системы электронного представления сведений, неудобство таких сбоев заключается в том, что если проблема возникла у вышестоящих серверов — нет связи со всеми нижестоящими:

Сбой в работе системы ЭД на уровне ЦИТТУ означает отсутствие возможности передачи  ЭД-сообщений во все региональные таможенные управления (РТУ), посты прямого подчинения, а также все таможни и таможенные посты на местах оформления товаров.

(статистика взята за период Январь 2014—Апрель 2015. Не включены плановые профилактические работы)

Рекомендации декларанту:
Следите за рассылками обслуживающих вас организаций и Монитором состояния системы ЭД на нашем сайте.

* Также учитывайте следующий момент: после устранения сбоя зачастую скапливается «очередь» документов, поэтому передача ЭД-сообщений некоторое время может происходить с задержками.

 

Миф 4. «В случае сбоя в системе ЭД поможет служба техподдержки информационного оператора»

На самом деле: информационный оператор ничем помочь не сможет. Устранять проблемы на серверах и линиях передачи данных ФТС могут исключительно специалисты ФТС и организации, обслуживающие их транспортные подсистемы. Стоит также отметить, что:

  • таможенные органы не предупреждают о возникших авариях/сбоях информационных операторов. Информационные операторы узнают о проблемах по обращениям пользователей в службу техподдержки и ведут собственный мониторинг;
  • сообщения об авариях, сбоях, задержках не публикуются на официальных сайтах ФТС (кроме сообщений плановых технических работ на серверах). Хотя некоторые крупные информационные операторы в последнее время стали публиковать такие сообщения на своих сайтах.

Рекомендации декларанту:
Следите за нашей почтовой рассылкой (в случае сбоев на стороне таможенных органов мы информируем своих клиентов о выявленных проблемах). Актуальная информация также отображается в Мониторе состояния системы ЭД на нашем сайте.

* Если же система ЭД работает в штатном режиме, а передачи сообщений не происходит, обращайтесь в техподдержку для выяснения причин.

 

Миф 5. «Введение обязательного электронного декларирования означает, что «бумага» ушла в прошлое»

На самом деле: на данный момент взаимоотношения декларанта с таможней не переведены исключительно в «электронный» формат взаимодействия. Зачастую на практике выходит, что после оформления ЭДТ таможенные органы вынуждены проставлять необходимые штампы на бумажных носителях, представление которых требуется в другие госструктуры (например, в ФНС), что несколько девальвирует преимущества электронного декларирования.

Ну и не стоит забывать, что должностное лицо таможенного органа вправе запросить бумажные экземпляры разрешительных документов, подтверждающих заявленные в ЭДТ сведения, в случае выявления рисков или несоответствия сведений в ЭДТ результатам таможенного осмотра/досмотра товаров.

 

Миф 6. «Электронный документооборот уменьшил количество предоставляемых документов»

На самом деле: электронный документооборот порождает все тот же бюрократизм, только электронный. На начало ввода в действие Приказа ФТС России № 52 от 24.01.2008 в электронном виде подавались ДТ, ДТС и Опись. На сегодняшний момент все взаимосвязанные документы превентивно помещаются в электронный архив документов декларанта (ЭАДД), а инспектор сам выбирает необходимые документы для проверки.

Рекомендации декларанту:
Запасайтесь терпением :) Есть и положительный момент — с введением ЭАДД действует принцип однократности представления документов на уровне того РТУ, где располагается Архив.
 

Миф 7. «Страны Таможенного союза полностью перешли на электронное декларирование»

На самом деле: Неправда. Обязательное электронное декларирование для целей таможенного оформления, введенное для решения вопросов Таможенного союза, работает с 01 января 2014 года только в одной стране — Российской Федерации (Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 г.). Также предусмотрен ряд исключений, при которых разрешается подача ДТ «на бумаге» (Постановление № 1154 от 13.12.2013 г.). Однако, согласно ТК ТС:

«п.3 ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза:
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.»

belarusБлиже всего к нам Республика Беларусь: на конец 2014 года порядка 97 % от всех экспортных и 94% импортных поставок оформляются с применением при выпуске товаров электронной таможенной декларации и Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД).

kazakhstanВ Республике Казахстан ЭД пока является скорее исключением, чем правилом. Информационная система «Электронное декларирование» по адресу http://ed.customs.kz не была введена в эксплуатацию. Информационная система органа государственных доходов (портал Web-ДЕКЛАРАНТ для подачи ЭДТ) пока находится на стадии разработки.

Из-за отсутствия межгосударственного взаимодействия информационных систем в настоящее время ни один российский участник ВЭД не имеет возможности подать ЭДТ на таможенные посты Беларуси и Казахстана.

 

Миф 8. «Все требования, поступающие от таможенного инспектора в электронной или устной форме, обязательны для исполнения»

На самом деле: не всегда так, при всей степени автоматизации человеческий фактор (в том числе и ошибки) исключить довольно сложно. Требования инспектора должны быть обоснованы и не идти вразрез с действующим законодательством.

Некоторые примеры из нашей практики:

  • Требование к специалисту по таможенному оформлению при подаче ДТ дополнительно предоставить отчетность по форме ДО1;
  • Требование формализовать «отметку на инвойсе» (круглую печать в графическом виде);
  • Требование исправить курс валюты Центробанка в ДТ и ДТС на неверный, с 5 знаками после запятой;
  • При импорте требование к иностранному производителю предоставить полный расчет и калькуляцию продукции для подтверждения стоимости изделия;
  • Также нередки случаи неверного отображение ДТ на ПК таможенного инспектора из-за необновленного программного обеспечения на его таможенном посту.

Рекомендации декларанту:
Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, находить весомые аргументы:

  1. Оперируйте правильными терминами;
  2. Используйте нормативно-справочные базы (например, Альта-ТамДок, КонсультантПлюс и другие);
  3. В ваших интересах изучить действующие Альбомы форматов электронных форм документов, Спецификации интерфейса взаимодействия

И в заключение:

Если у вас остались какие-либо вопросы, пишите нам на адрес электронной почты: post@spintegra.ru. Мы обязательно постараемся ответить вам. Одна из основных задач нашей компании заключается в том, чтобы функционирование системы электронного декларирования оставалось максимально понятным и прозрачным для наших клиентов.

 

Автор публикации:
Толстикова Ксения, специалист по продвижению ООО СП «ИНТЕГРА»

Похожие публикации